top of page

Логика работы формулы подсчета очков на парапланерных соревнованиях

Статья Сергея Донцова о подсчете очков на соревнованиях по формуле GAP2014 с учетом параметра FTV

Очень часто у пилотов-парапланеристов возникают вопросы, касающиеся алгоритма расчета количества очков на соревнованиях. Например, почему иногда лидер по дню получает ровно 1000 очков, а иногда меньше? Почему некоторым пилотам, долетевшим до финиша, не начисляются очки за время? Наконец, что такое FTV и как подсчитывается суммарное количество очков за все дни соревнований с учетом этого параметра?

Чтобы ответить хотя бы на часть из этих вопросов, я решил сам разобраться в логике подсчета очков по формуле GAP2014 и поделиться своими знаниями и размышлениями с вами.

Основным источником информации для написания данной статьи является официальное описание формулы на английском языке, которое можно найти по ссылке: http://www.fai.org/downloads/civl/SC7_GAP

Также в своем исследовании я обратился к работе Петра Позднякова под названием «Русский GAP», которая оказалась у меня в руках шесть лет назад в виде html-файла. И хотя в ней автор довольно кратко описал основы подсчета очков, для ускоренного изучения материала она вполне подходит.

И, наконец, третьим источником информации стали форумы как на официальном сайте http://fs.fai.org/forum/ , так и на paraglidingforum.com.


1. За какие заслуги пилот на соревнованиях получает очки?

По завершении летного дня результаты сводятся в турнирную таблицу, пример которой вы можете видеть ниже (часть таблицы первого дня ЧР2016).

В последних четырех столбцах таблицы 1 -  Dist.Points, Lead.Points, TimePoints и Total указаны очки  за пройденную дистанцию, очки за время, очки за лидерство по маршруту и их итоговая сумма соответственно. Кроме того, дополнительно очки могут начисляться программой за ранний старт и/или за ранний финиш, для чего в меню «расширенные настройки» формулы  (рис.1) эти параметры помечаются как активные перед началом соревнований. Однако по умолчанию начисление очков за ранний старт и ранний финиш на парапланерных соревнованиях не используются, поэтому опустим их рассмотрение.

Возникает вопрос: какова причина начисления пилоту Алексею Коробкову (таблица 1) за пройденную дистанцию именно 422.4 очка, за время преодоления дистанции - 476.5 очков, а за лидерство по маршруту - 101.1очков?

Перед распределением очков программа FsComp проводит довольно большую подготовительную работу, детальное описание которой представлено ниже.


2 Определение TaskValidity


Схематично последовательность действий представлена на рисунке 2. В настоящей статье будут рассматриваться только те пункты, которые обведены в красный прямоугольник, подразумевая тем самым, что читатель знаком с такими понятиями, как номинальная дистанция, номинальное время и другие параметры, задаваемые перед началом соревнований.



Предварительно определяется параметр TaskValidity, напрямую влияющий на максимальное количество очков, которое можно получить за летный день. TaskValidity  изменяется в пределах от 0 до 1.  Максимально возможное суммарное количество очков за день будет равно:

Max_Очков = TaskValidity  × 1000         (1)

Параметр TaskValidity определяется как произведение:

TaskValidity = LaunchValidity × TimeValidity × DistanceValidity (2)

Каждый множитель формулы (2) определяется математически следующим образом:

LaunchValidity – это валидность старта, значение которого зависит от количества стартовавших пилотов, по отношению к общему количеству присутствующих участников на старте.

Если стартуют практически все пилоты, то валидность будет равна 1. Опасные метеоусловия могут повлиять на решение ряда парапланеристов, например, половины от присутствующих на старте, не  лететь – в таком случае валидность старта будет иметь значение равное 0,5 и, в конечном итоге, очков взлетевшим пилотам будет начислено меньше, чем при благоприятных метеоусловиях со стопроцентным стартом всех присутствующих пилотов на старте.

Математически это выглядит  так:

КСП - количество стартовавших пилотов;
КУС – количество участников на старте;
NL- NominalLaunch – номинальное количество стартовавших пилотов, параметр, который задается в настройках формулы. По умолчанию, NominalLaunch равен 96%.

Далее параметр LVR приводится к  виду кубической гиперболы через формулу


LaunchValidity = 0,027×LVR + 2,917×LVR 2 - 1,944×LVR3 (4)


На графике 1 изображена кривая значений LaunchValidity для случая, когда NominalLaunch=96%.

Из сказанного выше можно сделать следующие выводы:

Во-первых, от числа стартовавших пилотов напрямую зависит количество очков, которые получат взлетевшие пилоты. Например, если NominalLaunch=96%, а по причине плохой погоды стартует только половина пилотов, то лидер в самом лучшем случае получит около 530 очков, потому что LaunchValidity будет равен 0,53.

Во-вторых, если  Главный судья  решит принять значение параметра NominalLaunchравное 50%, и при этом в один из дней взлетит только около половины пилотов, то самый быстрый из этой смелой части парапланеристов (в данном случае – «безумной»)  может получить 1000 очков за летный день. Но этот факт может провоцировать менее опытных пилотов лететь в опасных для них метеоусловиях, подогреваемых желанием  получить большее количество очков.

И, в-третьих, необходимо внимательно следить за параметром «количество участников на старте». В случае физического недомогания не стартовавшему  пилоту  необходимо присвоить статус ABS! Такой парапланерист не будет включен в число «количество участников на старте» в данный день, что не повлияет на значение валидности старта, и не снизит результаты здоровых пилотов. Статус DNF  присваивается только тем парапланеристам, которые не полетели по причине опасных метеоусловий или иных причин, связанных со спортивной частью соревнований.

TimeValidity - валидность времени прохождения таска.

Числовое значение TimeValidity определяется достаточно просто. Сравнивается отношение значения лучшего время прохождения дистанции  к ранее установленному значению номинального времени с единицей (в случае отсутствия долетевших пилотов до конца скоростного участка сравнивается отношение значения лучшей дистанции по летному дню к значению номинальной дистанции с единицей).


ЛВД – лучшее время прохождения спидсекции по дню,

ЛДД – лучшая дистанция по дню.


Затем, как и в случае с валидностью старта, этот параметр приводится к кубической форме (только с другими коэффициентами).

TimeValidity = max(0,-0,271 + 2,912×TVR - 2,098×TVR 2  + 0,457×TVR3 (6)


На графике 2 изображена кривая значений TimeValidity


Выводы.


Если лидер соревнований пролетел всю дистанцию за время равное или меньшее, чем 10% от номинального времени, то значение TimeValidity будет равно нулю и, следовательно, летный день в целом будет нулевой по очкам! Если же время полета лидера превысит предустановленное номинальное время, то числовое значение валидности времени будет равно единице.

Такой подход к определению значения валидности времени, по всей вероятности, минимизирует фактор случайности на коротких (быстрых) тасках.

Расчет значения DistanceValidity несколько сложнее, чем для параметров, рассмотренных ранее.


а) подсчитывается суммарный перелет всех участников за пределы  L0


СПL0 =∑max(0, ДУ -L0 ) (7),   где


СПL0 – суммарный перелет L0,ДУ – дистанция участника


б) Затем определяется параметр, зависящий от заранее предустановленных значений и лучшей дистанции по дню

NomGoal  – номинальное количество финишировавших пилотов,NomDist – номинальная дистанция,ЛДД – лучшая дистанция по дню.

в) в итоге  рассчитывается  параметр DVR по следующей формуле


СПL0 – суммарный перелет L0,КСП – количество стартовавших пилотов;

г) параметр DistanceValidity уже не приводится к кубическому виду, его  максимальное значение ограничивается  единицей, даже если  расчетное значение DVR превысило число один.

DistanceValidity = min(1,DVR)


Здесь выводы более интересные, чем в предыдущих случаях.

Первый множитель в формуле

- это не что иное, как среднее расстояние, которое пролетели пилоты в данный день свыше L0. Если значение среднего расстояния больше, чем подсчитанный NomDistArea, то валидность дистанции будет равна единице.

Но вот что еще интересного можно тут увидеть. Предположим, что номинальную дистанцию на соревнованиях установили в 50 км, минимальную (L0) в 5 км, а номинальный финиш 30%. Но из-за слабых метеоусловий дистанцию в один из дней решили установить короткую, километров в 40 (меньше номинальной дистанции). Однако пилоты на соревнованиях оказались подготовленные и все прилетели на финиш.


В таком случае, среднее расстояние свыше L0, пройденное в этот день, будет (40-5)=35 км.



тогда DistanceValidity=1!


Иначе говоря, даже если поставленная задача будет короче номинальной дистанции, лидер все равно может получить 1000 очков! Однако, для этого почти все пилоты должны прилететь на финиш или пролететь большую часть дистанции за время, превышающее номинальное время!

Реального примера такого случая на момент написания статьи я не нашел, поэтому создал его искусственно: взял первый таск с ЧР2016 (дистанция 52,6 км), установил параметр NomDist равное 55 км и всем пилотам, которые не долетели до финиша, поставил статус ABS. В итоге лидер по дню все равно получил 1000 очков.

Для получения лидером 1000 очков, вовсе не обязательно, чтобы на финиш прилетело 15 (20, 30 или сколько вы сами поставите)% участников (параметр NomGoal). Даже если прилетит один человек, он все равно может получить максимум. Или, напротив, прилетят почти все, лидер тоже может получить 1000, несмотря на ошибочное мнение, что день «был слишком тяжелым или легким»!

Давайте обобщим сделанные выводы. Для того, чтобы лидер по итогам летного дня мог получить 1000 очков, необходимо следующее:

1) Доля  стартовавших пилотов составила более 96% (или сколько вы сами установите) от числа участников, присутствующих на старте.2) Лидер летел дольше номинального времени (не важно, на 1 минуту, или на час)3) Среднее расстояние за вычетом L0, пройденное пилотами должно превышать значение параметра  NomDistArea

Во время проведения соревнований, при опубликовании результатов ниже основной таблицы с результатами по летному дню со списком участников, выводится таблица с промежуточными расчетами, в которой можно найти значения LaunchValidity, TimeValidity, DistanceValidity

Task statistics


Однако, взглянув  на таблицу с результатами любого дня на Чемпионате Мира или Европы, вы увидите, что количество очков у лидера соревнований практически всегда меньше 1000. Дело в том, что на таких соревнованиях большая группа участников летит на очень близком расстоянии друг от друга и часто лидер по маршруту меняется. А в финале маршрута вырывается пилот, который висел «на хвосте» у толпы. В итоге, максимальное количество очков за лидерство получает один пилот, а второй – максимальное количество очков за скорость. (Расчет максимальных очков за скорость, время и лидерство будет рассмотрено в следующем разделе)

На соревнованиях рангом ниже, часто пилот, лидирующий на протяжении всего маршрута, первым же прилетает на финиш, зарабатывая, тем самым, ровно 1000 очков.


3 Подсчет весовых коэффициентов за дистанцию, время и лидерство

После определения TaskValidity (и что практически тоже самое – суммарного количества очков за день) программа распределяет эту сумму на три (для парапланерных соревнований) неравные части: очки за дистанцию, скорость и лидерство по маршруту.

Такое распределение очков – следующий крупный блок работы программы, ключевым параметром которого является отношение финишировавших пилотов к количеству стартовавших пилотов. Уже на его основе вычисляются весовые коэффициенты за дистанцию, время и лидерство по маршруту.

КФП – количество финишировавших пилотовКСП - количество стартовавших пилотов;

«Весовой коэффициент за дистанцию» - это процент очков, который будет дан лидеру за дистанцию от общего суммарного количества очков, которое было подсчитано ранее по формуле (1). Так если весовой коэффициент за дистанцию будет равен 0,5, а TaskValidity =1, то пилоты, долетевшие до финиша, получат 500 очков за дистанцию и еще 500 суммарно за время и лидерство.

С математической точки зрения это выглядит так:


ВКД=0,9 - 1,665×GoalRatio + 1,713×GoalRatio2 - 0,587×GoalRatio3 (12), где

ВКД – весовой коэффициент за дистанцию.
ВКЛ – весовой коэффициент за лидерство по маршруту.

Весовой коэффициент за время определяется совсем просто


ВКВ=1 - ВКЛ - ВКД

ВКВ – весовой коэффициент за время прохождения дистанци

Графически, значения весовых коэффициентов представлены на графике 3

Количество очков, которое будет начислено лидеру за дистанцию, время и лидерство по маршруту будет определяться по следующим формулам:


Очки_за_дистанцию_лидера = ВКД × TaskValidity × 1000 (15),

Очки_за_время_лидера = ВКВ × TaskValidity × 1000 (16),

Очки_за_лидерство_лидера = ВКЛ × TaskValidity × 1000 (17).


Из рассмотренных выше формул становится понятно, почему лидеру очков за дистанцию начислено 422.4, за время - 476.5, а за лидерство по маршруту - 101.1. Потому что ВКД был равен 0,4224, ВКВ – 0,4765, а ВКЛ – 0,1011.


Сделаем окончательные выводы:


1) Лидер по дню (если он лидировал по маршруту и первым прилетел на финиш) получит следующее количество очков: TaskValidity ×1000, и не имеет значение, какое число пилотов финишировало вслед за ним. Если лидер прилетит на финиш один, он получит больше очков  за дистанцию и меньше за время. Если же прилетят на финиш почти все пилоты, то очков за дистанцию они получат мало, а вот за время и лидерство чемпион получит много. Однако максимальная сумма очков все равно у лидера останется заранее предопределенной формулой 1!


2) Максимальное количество очков за дистанцию равно 900. Происходит это в том случае, если долетевших до финиша нет и параметр GoalRatio равен нулю, а весовой коэффициент за дистанцию равен 0,9. При этом весовой коэффициент за лидерство будет равен 0,0175. В этом случае можно получить максимальное число очков за лидерство 17,5.


Весовой коэффициент за время будет равен 0,0825. Но напомню, что на парапланерных соревнованиях по умолчанию очки за время не начисляются, если пилот не долетает до финиша, поэтому в самом лучшем случае, если никто не долетел до финиша, лидер может получить 918 очков (точнее 917,5, но программа округляет очки до целых чисел).

Весовые коэффициенты и максимально возможные очки за дистанцию, время и лидерство по маршруту можно увидеть в таблице с промежуточными расчетами:


Task statistics


4 Начисление очков остальным пилотам


Рассмотрим следующий блок расчетов – «начисление очков остальным пилотам».

Все пилоты, прилетевшие на финиш, получат одинаковое количество очков за дистанцию.

Количество очков за расстояние у пилотов, которые не долетели до финиша, будет прямо пропорционально расстоянию, которое они пролетели по отношению к лучшей дистанции по дню. Или если быть более точным:


ДП – дистанция, которую пролетел пилот,ЛДД – лучшая дистанция по дню.

Лучшая дистанция по дню будет равна длине поставленной задачи, если хоть один пилот долетел до финиша (и даже если он случайно или специально полетит дальше). Никаких сложных вычислений в GAP2014 для расчетов очков за дистанцию в парапланерных соревнованиях не используется.

В качестве примера возьмем результаты второго дня ЧР2016. Дистанция была 57,41 км. Пилоты, долетевшие до финиша, получили по 492,8 очков за дистанцию. Пилот, пролетевший 48,63км, получил 417,4, а пилот, пролетевший 25,5 км – 218,9 очков.

Количество очков, которое получит самый быстрый пилот, определяется по формуле. Все остальные пилоты будут получать меньше очков по следующей зависимости:

ВП – время, за которое пилот пролетел скоростной участок,ЛВД – лучшее время прохождения спидсекции по дню,

Графическое отображение значений, рассчитанных по формуле, представлено на графиках.



Если время лидера 1 час, то пилот, прилетевший на финиш на час позже, очков за время уже не получит. Но если лидер летел 2 часа, то пилот, прилетевший за 3 часа (тоже на час позже лидера), уже какие то очки получит, примерно 20% от очков за время у лидера. То есть, чем дольше летел лидер, тем больше можно от него отстать, при этом все равно получить очки за время. Однако, необходимо понимать, что прилетев слишком поздно на финиш, можно очков за время не получить вовсе!

А теперь самая сложная часть: распределение очков за лидерство.

Очки за лидерство распределяются по той же формуле, что и очки за время

LCp – коэффициент за лидерство каждого пилотаLCmin – минимальный коэффициент за лидерство

Суть распределения очков за лидерство такая же, как и очков за время - чем больше коэффициент LCp, тем меньше будет очков за лидерство.

LCp  определяется по следующей формуле

В – время в конкретной точке маршрута,min_Д_ESS – минимальная дистанция до конца спидсекции,ДСС – длина спидсекции.

Смысл этой формулы состоит в следующем:

Анализируются все точки в вашем треке, а их может быть 10 тысяч и больше! Верхняя часть дроби (делимое) – это формула для определения площади под графиком вашего полета в координатах «расстояние2» – «время». Ведь как проще всего определить площадь сложной фигуры? Разбить на много маленьких простых фигур, в данном случае на «столбики» –прямоугольники, шириной которых будет расстояние между двумя точками на треке, а высотой - время. Однако для парапланерных соревнований расстояния между точками возводят в квадрат (в отличии от дельтапланерной формулы расчета). Физического смысла возведение в квадрат не меняет, увеличиваются лишь числа, но все равно очки за лидерство остаются в зависимости от площади под графиком.

В данной формуле время – в секундах от момента начала гонки, расстояние – в километрах.

Затем площадь фигуры под графиком делится на длину спидсекции, возведенную в квадрат и умноженную на 1800. Почему именно на 1800, а не на 3600 (на количество секунд в часе) в официальном описании формулы не раскрывается. Скорее всего данный параметр подбирался эмпирически, с тем расчетом, чтобы LCp был больше у всех, и очки за лидерство давались большему количеству пилотов. (по аналогии с распределением очков за скорость). По этой же причине дистанция возводится в квадрат.

Почему в формуле вычитаются параметры «минимальная дистанция до конца спидсекции», а не просто расстояние между двумя точками? Сделано это для того, чтобы, когда пилот по каким-то причинам будет вынужден немного вернуться назад, например, в поток, у него не увеличивалась площадь под графиком.

На рисунке представлен пример, взятый из официального описания формулы


Обратите внимание и не путайтесь, это не проекция трека на поверхность земли, это график, который показывает на каком удалении от старта (или финиша) был пилот в тот или иной момент времени.

Из рисунка видим, что пилот, график которого окрашен в черный цвет, позже всех вылетел из стартового цилиндра, примерно 10 километров догонял лидирующую группу, обогнал ее, еще 13 км догонял пилота с графиком синего цвета и всю оставшуюся часть пути сам вел других за собой. Можно предположить, что площадь под его графиком окажется меньше, чем площадь под графиком пилота, обозначенного синим цветом. Вполне возможно так и есть, в данном случае только программа может арифметически точно и беспристрастно определить, какой пилот получит больше  очков за лидерство.

У «синего» и «черного» на треках нет никаких разрывов и подсчитать площадь под их графиком не составляет труда, а у «красного» был разрыв в треке. В этом случае график объединяется в один не по прямой линии между двумя крайними точками разрыва, а по двум катетам, которые на графике обозначены пунктирной линией. Тем самым, если появляются разрывы в треке, площадь под графиком увеличивается, а очки за лидерство тают. Вот поэтому надо следить за уровнем заряда батареек и техническим состоянием своих приборов, чтобы в полете не пришлось менять элементы питания или перезагружать GPS, создавая тем самым разрывы в своем треке. К тому же, если разрыв будет слишком большим, трек могут засчитать только до этого разрыва.

А как быть с теми, кто не долетел? Ведь площадь под их коротким графиком может быть самой маленькой?! В этом случае график также достраивается по двум катетам до времени самого медленного пилота, долетевшего до конца спидсекции. Этот случай на графике изображен для «зеленого» пилота. Получается, что если вы не долетели совсем немного до финиша, но лидировали на протяжении всего маршрута, можете получить очков за лидерство даже больше, чем пилоты, которые долетели до финиша.

Рассмотрим пример, насколько сильно будет отличаться площадь под графиком у пилота, который поставил на своем приборе запись точек через 1 секунду от графика с 3х секундой паузой. Чем меньше время между точками, тем более плавным получается график, и на нем будет меньше «ступенек» и, в конечном итоге, меньше площадь.

По очень грубым расчетам, которые здесь приводить нет смысла, получается расхождение менее половины процента, что дает (или отнимает) максимально пол очка. Если вам принципиальны эти 0,5 очка, то можете ставить запись треков с точностью до секунды, но тогда рискуете переполнить память своего прибора. Для менее амбициозных пилотов – будет вполне достаточно и 3 секунд между точками, тем более что время скачивания трека будет в 3 раза меньше.

А как быть с теми, кто летел позади лидирующей группы и не долетел до финиша, при этом сел позже, чем самый крайний пилот, долетевший до финиша? От его крайней точки на треке будет достроена горизонтальная линия. Математические отображение вышесказанного можно найти в официальном описании формулы.

В заключение этого раздела стоит особо выделить то обстоятельство, что за сам факт взятия ППМ раньше других пилотов, никаких бонусных очков не начисляется. Вы можете рвануть раньше других, взять ППМ (уменьшив, тем самым, площадь под своим графиком на данном участке), но потом долго «выживать» около взятого ППМ, в то время как другие пилоты возьмут ППМ позже вас, но полетят дальше, зарабатывая очки за лидерство в большем количестве, чем это сделали вы).

Итак, мы разобрались с системой подсчета очков за один день. Узнали, как распределяются очки у лидера и сколько получают очков другие пилоты.


5 Подсчет итогового результата соревнований


В данном разделе будет рассмотрен подсчет итогового результата соревнований с учетом параметра FTV.

До недавнего времени лидер соревнований определялся простым суммированием очков за все дни. Однако такая система выявления лидера сильно ограничивала пилотов, не давая им возможность рисковать, потому что, неудачно выступив в один из дней, практически не было возможности занять призовые места. Поэтому было принято решение применять FTV.

Вольный перевод FTV - списание некоторого количества очков из самых неудачных дней у конкретного пилота.

Математически это выглядит ужасающе, и для меня формулы, представленные в официальном описании, остались неразгаданной тайной. Однако представленное на форумах словесное описание вполне вменяемо:

а) Определяется FTV_Validity каждого дня (по данному дню он для всех пилотов одинаковый).

б) Определяется какое количество FTV_Validity_коррекция должно остаться (или что почти тоже самое, какое количество FTV_Validity необходимо вычесть). Для меня более наглядным в расчетах был случай с вычитанием очков из худших дней, поэтому далее в примерах буду приводить именно эти вычисления.

в) Для каждого пилота определяется отношение его очков к максимально возможному количеству очков по этому дню (многие из-за этого пункта считают, что в вычислении конечного результата учитывается занятое место по дню)

г) По найденному в предыдущем пункте отношению, результаты дней для каждого пилота ранжируются в порядке убывания.

д) В самых лучших днях пилота оставляется такое количество очков, которое соответствует определенному в пункте б) FTV_Validity_коррекция (или что тоже самое: из самых худших дней пилота вычитается количество очков, которое соответствует тому количеству FTV_Validity_коррекция, которое надо было вычесть). По аналогии с замечанием к пункту б) в примерах будет приводиться результат «вычитания» очков из худших дней.

Правда, совсем непонятен последний пункт?

Разберемся во всем этом, обратившись к примеру - Чемпионат России 2016 года.

На этих соревнованиях было четыре зачетных дня, каждый из которых был валидным на 100% (лидер получал по 1000 очков) и параметр FTV был выбран 25%.

FTV_Validity - это отношение максимально возможного количества очков по дню к 1000.



МКО – максимальное количество очков.FTV_Validity также можно увидеть в таблице с промежуточными расчетами «Task statistics», а также, уже округленно, в «шапке» итоговой таблицы.

Числовое значение FTV_Validity часто равно TaskValidity, которое рассчитывается в самом начале работы формулы. Однако, бывают и различия, например, когда долетевших до финиша пилотов нет, и лидер получает 918 очков. В этом случае  TaskValidity  равен 1, а FTV_Validity – 0,918!

В нашем примере таких сложностей нет и для простоты расчета будем использовать результаты двух пилотов: победителя соревнований – Ю. Мишанина и участника соревнований  С. Донцова.


Таблица 4


а) Значение FTV_Validity каждого летного дня было равно единице (1000 очков получал лидер по дню)

б) вычислим корректировочное числовое значение FTV_Validity_коррекция по формуле:

в) Число очков каждого пилота разделим на максимально возможное количество очков за летный день, равное 1000.

Таблица 5


г) Для Ю. Мишанина самым худшим летным днем (по сравнению с лидером) был Таск №3, немногим лучше Таск №1 и самые результативные Таски 2 и 4.

С.Донцов также показал худший результат в третий день, самыми результативными днями стали первый, второй и четвертый.

д) Таким образом, из результатов 3-го летного дня у С.Донцова и Ю.Мишанина надо вычесть столько очков, сколько их соответствует ранее найденному числу FTV_Validity_коррекция, то есть единице.

Для наглядности примера в таблицу 4 добавим строку с параметром FTV_Validity.


Таблица 6

Из таблицы 6 видно, что Ю.Мишанин в третий день набрал 642 очка и эта сумма соответствует FTV_Validity=1, а поскольку необходимо вычесть число FTV_Validity_коррекция равное единице, то исключается вся сумма очков за этот день  (642 очка). Для С. Донцова, аналогично, из результата  самого «плохого» (третьего) дня вычитаются все очки (55 очков).

В итоге таблица результатов будет выглядеть следующим образом:


Таблица 7

Не зная алгоритма подсчета, изложенного в пунктах а)…д), может сложиться  представление, что на соревнованиях вычитается по 25% очков каждый день из результата того дня, в котором было набрано абсолютное минимальное количество очков. Так оно и есть, если FTV_Validity всех дней была равна единице.

Далее, на примере недавно закончившегося турнира в Республике Казахстан «2016 Open Kazakhstan Championship» будет рассмотрен более сложный случай подсчета очков, поскольку на этих соревнованиях FTV_Validity почти всегда отличался от 1.

Алгоритм подсчета очков представлен  на примере результатов сразу 5-ти пилотов. В  первой строке таблицы 8 также отобразим значение FTV_Validity (выполним пункт а)), а во второй строке – максимально возможное количество очков.

Кстати, не лишним будет добавить, что на этих соревнованиях, как и на большинстве Чемпионатов Мира или Европы, максимальные очки за время иногда получал один пилот, а очки за лидерство – другой. Поэтому максимально возможное количество очков иногда может отличаться от количества очков у пилота, занявшего первое место по дню.

Таблица 8


б) На этих соревнованиях параметр FTV так же был =25%, поэтому корректировочное числовое значение FTV_Validity_коррекция = (0,25) × (0,465477 + 0,062064 + 1 + 0,7952679 + 0,7952679 + 0,87105897) = 0,798467 (для экономии места округлим слагаемые в скобках)

в) Количество  очков пилотов делим на максимально возможное количество очков, затем выполним пункт г).

В таблице 9 результаты в «плохие» дни отметим красным цветом, менее «плохие» дни по возрастанию результата  желтым и зеленым соответственно.


Таблица 9


д) Корректируем результат каждого дня, начиная с самого худшего дня.

У С.Лазарева-Марченко это первый день,  и сразу незадача: вычесть надо 0,798467 валидности, а первый день был валиден только на 0,4654773. Что же делать? Вычесть надо  все очки этого дня и еще некоторое количество очков из результата следующего «плохого» дня по результативности.

Подсчитаем следующим образом. Из первого дня вычитаем все 305 очков, это соответствует вычитанию 0,4654… валидности. Значит, из третьего дня надо вычесть 0,33299 валидности (0,798467-0,4654).


Составляется пропорция. Если 961 очков соответствует валидности равной единице, то Х (икс) очков соответствует валидности 0,33299.

961/1=Х/0,33299

Отсюда получаем Х=961*0,33299/1=320.


Вычитаем 320 очков  из результата третьего дня  961-320=641.


Проверим расчет для П. Князева. Результат его первого летного дня так же был самым «плохим», из которого вычитаем  все очки и еще некоторую  часть из результата 3-го дня. В третий день он набрал 844 очка, поэтому пропорция будет иметь следующий вид   844/1=Х/0,33299, отсюда Х=844*0,33299/1=281. В итоге сумма очков третьего дня у него станет 844-281=563

Переходим к корректировке результата А. Исаева. Его первый день был наименее результативным по сравнению с результатом лидера. Снимаем все  очки за первый летный день. В отличие от предыдущих двух пилотов, далее корректировать будем его  4-й день, за который он набрал 583 очка, при этом валидность дня была 0,795. Пропорция будет иметь вид:   583/0,7952=Х/0,33299, отсюда Х=583*0,33299/0,7952=244.  В итоге от результата четвертого дня останется 583-244=339.

У Карины Шариповой наименее результативным был 4-й день, валидность которого составляла 0,79526, а вычесть надо 0,798467. Хотя разница чисел только в тысячных разрядах, снимаются все очки за четвертый летный день, и еще часть (0,003199) из очков пятого дня. Составляем пропорцию 577/0,8710=Х/0,003199, отсюда Х=2. Итог  пятого дня: 577-2=575 очков.

В заключении откорректируем результат  Павла Гусева. Самый «плохой» его

день- 5-й. Валидность этого дня 0,87105.. Вычет составит 0,798467, т.е.  меньше, чем валидность этого дня, следовательно, корректировать будем результат только одного дня!

Составим  пропорцию  75/0,87105=Х/0,798467,   Х=75*0,798467/0,87105=69.

Результата 5-го дня      75-69=6 очков.

Полученные результаты сведем в таблицу 10


Таблица 10


Подсчитанные только что откорректированные результаты полностью совпадают с турнирной таблицей. Остается только просуммировать откорректированные результаты и наградить победителя.

На этом подсчет очков по формуле заканчивается.

За рамками  данного повествования остались вопросы, связанные с подсчетом очков при стоп-таске и коническом финише, штрафы и поощрения отдельных пилотов, анализ треков и ряд других тем.

При появлении интереса можем рассмотреть и их.


Удачи на соревнованиях!


Сергей Донцов


Август-сентябрь 2016 года


С вопросами и предложениями можете обращаться на почту sergenij@mail.ru

bottom of page