top of page

Вектор движения Прованс. Август-Сентябрь 2016.

Новые маршруты Прованса. Отчет об осеннем выезде 2016.

В копилке:

  • 108 км на дальность с учеником Сергеем Золотарёвым. Старт Ле Ришар.

  • Маршрут с длинным переходом через озеро Серпонсон.

  • Треугольник Фаи 70км с учеником Сергеем Золотарёвым. Старт с вершины домашнего хребта, на который мы поднимались пешком.

  • Финальный марш-бросок с Апотра в Сент Винсент Ле Форт 72 км. Перелёт через долину у Гапа, выживание у рельефа на малых высотах и успешное возвращение домой.

Погода радовала нас очень часто и мы успели полетать в 7и лётных местах, посетив конечно-же и легендарный Гурдон, где находится штаб-квартира OZONE Как всегда, один из дней мы посвятили полётам на планере. Нас ждали интересные полёты в волновых потоках, ну а мне посчастливилось выбраться с Игорем на высоту 5800 м и оседлать инопланетное облако линзу. 2 недели пролетели в постоянном движении. Дни были насыщены событиями, полётами, разъездами и я уже даже не могу в точности вспомнить, как прошёл каждый конкретный день.

НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НАЧАЛОСЬ В АЭРОПОРТУ НИЦЦЫ. На выходе из самолёта в лицо ударяет слегка влажный, тёплый морской воздух. Приятно снова вернуться в яркое лето, которое ещё долго продержится в этих красивых краях. Заход на полосу в Ницце – это ещё тот аттракцион. С интересом наблюдаю, как очередной 777 раскорячивается в лихом вираже на малой скорости, перед выходом на финишную посадочную прямую. Очень красивое зрелище!

Берём машину прямо в аэропорту и немедленно отправляемся по горным дорогам почти напрямую в Сент Винсент Ле Форт. Нам достался просторный Пежо партнёр и я с удовольствием вживаюсь в этот новый для меня автомобиль. Впереди путь почти в 180 км и перевал Де Бонетт. 2800м. Делаем остановку на перевале и любуемся красотами. Через 10 минут мы уже перемахиваем через отметку 2800м и спускаемся в сторону Барселонета. Подъезжаем к Сент Винсенту, но нам ещё нужно забрать Дениса со станции в Гапе и мы едем дальше. На этот раз поезд Дениса не загорелся . Всего лишь лёгкая поломка по пути, сократившая время ожидания на вокзале. Встречаем нашего друга, успеваем за продуктами в супермаркет и через некоторое время оказываемся у нашего дома. Ключи в двери… Кристально чистый воздух, тишина, ночь с небом, усеянным звёздами. ДОРМЬЮЗ. На следующий день мы отправляемся в одно из домашних лётных мест. Сегодня воскресение и работает креселка, доставляющая всех желающих на старт «Дормьюз». Вспоминаю, что существует вторая очередь кресельного подъёмника, которая приводит на самую вершину нашего хребта, но уже слишком поздно, мы поднимаемся на первой и я оставляю эту затею до следующих выходных. Мы открываем полёты на Дормьюзе. Полёт отсюда даёт возможность отправиться на маршрут несколько раньше, чем из Ле Форта, не смотря на то, что эти соседние сайты имеют экспозиции второй половины дня. Стартовать на Дормьюзе можно уже в 11 утра. Шансы отправиться на маршрут высоки.


КОЛОМБИ.

Неподалёку, в 20мин езды у нас есть ещё одно лётное место. С восточной и западной стартовой экспозицией. Оно так-же даёт возможность начать полёты раньше, чем в Ле Форте и мы несколько раз пользовались такой возможностью. Именно отсюда был сделан один из треугольников ФАИ.


Как-то раз мы стартовали довольно рано, прыгнув в утренний восточный термодинамик.


Для пилотов с разным уровнем подготовки всегда находится подходящий отрезок лётного времени. Задачи у всех разные. Каждое лётное место позволяет освоить определённый участок маршрута и отправиться на посадку после решения индивидуальной задачи. Хорошо, когда в команде есть пара машин. Пилоты, решившие свои задачи отправляются за машиной, оставленной на старте и едут в следующее лётное место , пока более опытные летят по более сложному маршруту. В итоге мы все встречаемся в нашем классическом Сент Винсент Ле Форте и продолжаем полёты в этом чудесном месте, позволяющем уходить на маршрут во второй половине дня, где в большинстве случаев летать можно до самого заката.

Погода в целом стояла лётная, но пару дней мы были лишены полётов после полудня. Это время мы посвящали прогулкам на машине. Альпы изобилуют красивейшими горными дорожками, ездить по которым , это отдельное удовольствие!


Во Франции отменная еда! План по уничтожению «санкционных продуктов», мне кажется был перевыполнен раза в 2 ! Мы готовили сами и нас это совершенно не перегружало. Готовить нам нравилось. Гастрономическая составляющая поездки удалась на славу!

Пролетела неделя и мы снова отправились на Дормьюз. С огорчением узнаём, что вторая очередь креселки больше не работает до начала зимнего сезона. И тут мне в голову приходит мысль о подъёме пешком. После недолгих раздумий я предложил всем подняться на верхний старт таким способом. И мы пошли…

Прогулка наверх была не слишком долгой. Идти с полными комплектами снаряжения пришлось не так просто, но похоже всем понравилось. Почти всем. Улыбаюсь…

Мы стартовали с самой вершины нашего домашнего хребта и отправились на маршрут, наблюдая, как другие парапланеристы продолжительное время безуспешно прыгали вниз с основного старта у финиша первой очереди. Отсюда получилось сделать с Сергеем вот такой учебный маршрут. Снова треугольник ФАИ:









ГУРДОН. МОНАКО. ПЕРЕВАЛ ДЕ БОНЕТТ. На ближайшие 2 дня прогноз погоды обещал нам сильные севера, опускающиеся довольно низко и на следующий день мы рано утром отправились в Гурдон. Именно там располагается головной офис OZONE и именно там летают по 300 дней в году!

Я не стал рисковать и после посещения посадки мы отправились сразу на нижний старт под названием «Кеннеди» , чтобы подстраховаться от возможного, более раннего опасного изменения направления ветра.


Там были отличные условия и мы в течение некоторого времени летали в околостартовом пространстве.

Вскоре все отправились на посадку. Мы уже знали что погода может испортиться и не теряя времени отправились дальше на Мон Гросс. Это местечко на побережье, неподалёку от Монако. Старт находится в непосредственной близости от финальной точки маршрута гонки Х-Альпс. Старт имеет чёткое расписание и полёты здесь в данный период времени возможны только после 6и вечера.


Прибыв на пляж, который является и посадкой, мы искупались в тёплом средиземном море и решили заехать на старт просто только для того, чтобы полюбоваться красивейшей картиной прибрежной зоны и самим Монако. Отведав ежевики, которая растёт здесь в изобилии , надышавшись более прохладным воздухом и полюбовавшись на берег, проглядывающийся через кромку низких облаков, мы рванули домой, рассчитывая проехать наш знакомый перевал Де Бонетт примерно перед началом заката. И мы успели. Не смотря на облачную погоду, мы вдоволь налюбовались альпийскими пейзажами, разглядывая ледяные вершины четырёхтысячников Экранса. Ещё один насыщенный день подошёл к концу.


АЭРОДРОМ СЕРР. ПОЛЁТЫ В ВОЛНЕ.

Утро следующего дня мы потратили на отдых и в 12ч отправились в гости к Игорю.

Игорь пообещал нам интересные полёты в волновых потоках и первая партия интересующихся отправилась летать. Сказать по правде, в этот день я не рассчитывал летать на планере. Пока ребята вкушали прелести волновой погоды, мы поехали прогуляться в соседний городок с желанием успеть заскочить в магазин. После посещения супермаркета я сел в машину и услышал призывной голос по радио, который сообщил, что скоро идём на посадку и мне нужно готовиться к полёту. И я тоже отправился на полёты. В предзакатные часы я и не надеялся, что полёт получится настолько интересным, запоминающимся. Мы взлетели и ушли в набор в зоне развесёлых роторков перед Арамбром. Выбрав у Арамбра нам удалось схватить волну на небольшой высоте и мы рванули в сторону характерного корявого облака у Апотра. Эта зона оказалась мёртвой и мы снова прыгаем к Арамбру. Выбираемся всё выше, где погода нам дарит спокойное обильное волновое волшебство. Через некоторое время мы отправляемся прямиком к одному из инопланетных линзовых облаков , на которые я сегодня любовался пол дня и совершенно не представлял, что буду летать в этой линзе в предзакатные часы.

Забравшись на высоту около 5800 м, мы восторженно носимся вокруг линзы, методично прощупывая все её части. У меня просыпаются эмоции аналогичны эмоциям ребёнка, которому в океанариуме дали потрогать живого ската.


ШАБР. Поздно вечером, после анализа прогнозов я вижу , что в оставшееся время погода обещает быть интересной, и как-то утром, в один из дней мы отправляемся на Шабр. Через час мы на месте.

Сайт известен своими ежегодными соревнованиями, организованными OZONE. Длинный хребет с южными и северными экспозициями даёт возможность отправиться на маршрут практически во всех на правлениях, а самые длинные маршруты летаются там в северном и северо-восточном направлении.

Каждое лётное место по-своему красиво. И мы снова наслаждаемся прекрасными видами долин и гор, простирающихся вокруг нас. Летаем у Шабра.

Стоит отметить, что история начала планерных полётов у Игоря начинается как раз в этом месте. Несколько лет назад мы случайно приехали сюда на день с группой парапланеристов. И вот, тот самый счастливый момент, когда авантюрная случайность приводит тебя туда, куда оказывается ты и стремился на одном из своих важных жизненных этапов. Если имеете искреннее желание чего-то достичь, то непременно найдутся дороги, которые приведут вас туда, где ваши мечты воплощаются в реальность.


ЛЕ РИШАР. Наконец-то приходит день, когда я решаюсь отправиться с группой на один из серьёзных маршрутных сайтов нашего района. Оттуда летают в Анси и на Мон Блан. Этой весной мы летали оттуда в Альбервиль , пройдя дистанцию в 140 км. Десантируемся на посадочной площадке, оглядываемся и начинаем перегружаться в наш Пежо. Ещё одного, не уместившегося человека помогает доставить на старт группа наших приятелей. Там уже дежурит местная банда пилотов. Ребята явно собрались на продолжительный маршрут. Готовимся.

Погода в разгаре и первым из наших взлетает Денис , довольно успешно решая свои задачи по полёту в более сложных для себя условиях. Чуть позже стартуем и мы. Нужно залезть на самый верх стартового хребта , чтобы отправиться на маршрут. Через некоторое время начинаем движение в сторону долины Гренобля. Летим неторопливо. По пути я уточняю схему прохода и наборов в определённых точках маршрута. Летится неплохо. Не долетая до озера Корпс, я принимаю решение о развороте в сторону старта. Потихоньку возвращаемся обратно и я начинаю думать о продолжении маршрута в южном направлении. У старта всё в порядке, все на месте. Решаю взять с собой Сергея Золотарёва. Он уже готов к более серьёзным маршрутам. Переход предстоит совсем не простой. Нам нужно перебраться на соседний хребет и залезать на него предстоит по северным экспозициям с не такими уж и большими прогреваемыми юго-западными карманами. Отправляюсь вперёд и оказавшись у наветренного нагретого отрога чаши, начинаю потихоньку двигаться против ветра вдоль хребта, находясь значительно ниже перегиба. Скоро на соседний наветренный отрог прилетает и Сергей. Начинаем выкарабкиваться. В скором времени нам удаётся выбраться выше и я понимаю, что мы побеждаем. Мы выбираемся на верхнюю часть хребта и набираем максимально возможную высоту на данный момент. С радостными возгласами продолжаем маршрут! Теперь нам предстоит перебраться на скальную систему, простилающуюся вдоль озера Серпонсон.

С хорошим запасом высоты это сделать довольно просто. Мы перескакиваем туда без особых проблем и я начинаю прикидывать, где мы будем осуществлять прорыв через озеро на отрог, спускающийся с системы Моргон. Внимательно прочёсываю взглядом обширное пологое пространство, спускающееся к озеру и фиксирую взгляд на второй вершине отрога , спускающегося с Моргона, от которой уходит на север в сторону берега озера кусочек наветренного западного отрога. Именно с него мы и будем выбираться наверх. И после набора высоты мы незамедлительно отправляемся на переход через озеро, высматривая запасные посадочные площадки. Прихожу к отрогу с небольшим запасом высоты и сразу-же начинаю работать с узким , сдуваемым термиком. Серёга немного задерживается внизу , но через некоторое время ему удаётся выбраться выше. Корректирую его с воздуха и у него получается. Ещё одна победа! Мы выстреливаемся в хороших термиках на уровень вершины Моргона. Надо продолжать маршрут, но я немного задерживаюсь на Моргоне, вызывая по радио нашу машину. Наконец-то ребята откликаются и я радостно сообщаю экипажу, что мы с Серёгой прилетели домой и продолжим маршрут, планируя обязательно вернуться в Ле Форт. Отправляюсь вдогонку за Сергеем. Пролетев по нашей домашней системе некоторое количество километров, мы разворачиваемся обратно и завершаем наш полёт топ-лэндингом в Сент Винсент Ле Форте. Оба счастливы, оба в восторге! 108 км нестандартного маршрута вместе с учеником. Кайф! Испытываю чувство глубокого морального удовлетворения! К нам подходит Сергей Тагунов, с которым мы расстались на старте Ле Ришар и с сомнением спрашивает, - Только не говорите, что вы сюда прилетели!... Лучшего комплимента для нас на сегодня и не придумать! И снова летаем в домашних горах. Снова Ле Форт.

ПОЛЁТ ДОМОЙ. АПОТР. Время идёт и выезд подходит к концу. В крайний день полётов решаю не торопиться. Серьёзных перелётов не планируем. В домашних горах прогноз не очень хороший и я везу всех на Апотр, в сторону аэродрома Серр и деревни Игоря. Где-то чуть более часа езды в западном направлении. Апотр очень хорош своим термодинамиком и не менее хорош для ухода на маршрут. Своей конфигурацией он напоминает гору Клементьева. Но только заметно повыше.

Просторные старты. В ветерок средней силы там можно отлично позаниматься граундхэндлингом.

Успеваем приехать до раздутия и быстренько прыгаем в воздух, немедленно выдуваясь всё выше и выше. Погода в этот день уверенно выносит нас наверх в довольно быстрых и достаточно широких потоках. В какой-то момент попадаю в удивительно широкие +6.5 метров в секунду. Оглядываюсь, со всеми всё в порядке и мы продолжаем летать. Начинаю размышлять об уходе на маршрут и вспоминаю, чтоу нас крайний день полётов. Самолёт домой рано утром. Решаю не рисковать. Отправляю всех на посадку с мыслью, а не рвануть-ли мне домой по воздуху? Хочется начать движение сию-же секунду, но коллектив ещё летает и я не могу всех оставить. Решаю прыгнуть против ветра на соседнюю систему, над которой работает вкусное жирное облако. Лечу, беру соседний хребет и отправляюсь дальше против ветра. Беру вторую точку и разворачиваюсь назад к Апотру. По ветру летится весьма быстро. В процессе возвращения принимаю всех по радио. Погода стала менее комфортной и все по очереди заходят на посадку. Получаю информацию о крайнем севшем пилоте уже на подлёте к Улю, который я избороздил ещё весной практически под все возможные направления ветра. Снимаю за Улем несколько лихих штыревых термиков и отправляюсь на крайнюю горку системы, граничащую с долиной, где располагается аэродром Таллард.

Выбираюсь над серединой плоской круглой горы почти на максимальную высоту, рассчитывая подобрать под облаком на самом её краю, перед выходом в долину. Чуть не добрав, я лечу к краю горки и облака начинают разваливаться. Край горки, да впрочем и вся горка перестают работать. Отключило в одно мгновение. Небольшой самолёт похожий на ан 2 медленно тарахтит в наборе над долиной., распихивая в стороны ошмётки разваливающегося облака. Дело близится кпредзакатному вечеру. Разменяв несколько сотен метров, я отчаянно прыгаю в долину, с надеждой дотянуть до дороги подбора. Наблюдаю за выброшенными из самолёта парашютистами, которые заходят на посадку. В радио появляется голос директора. Он возвращается с Лешим прямо мне навстречу, но гораздо выше. Обмениваемся приветствиями, рассказываю, что возможно «помру» прямо тут у Талларда. Искать директора в небе нет времени, я изучаю рельеф по пути и выбираю одну из кочек в долине, уже ближе к нашей дороге, ведущей по ущелью к озеру Серпонсон. Пролёт над кочкой безрезультатен. Только пара слабых пузырей. По долине дует уверенный юго-запад. Впереди, на входе в наше ущелье просматривается низкая горка со скальными отвесами западной и южной экспозиции. Вижу, что дотягиваю туда, но я полон сомнений. При юго-западном ветре будет наветриваться угол-сочленение двух скальников и поток будет разделяться, создавая косое обтекание. А на плоской вершине этой горки красуется здоровенная магистральная мачта ЛЭП, чёрт-бы её побери! Лечу прямо туда!


Прилипаю к склону и сразу понимаю, что отвисеться можно. Работаю попеременно то с одним склоном, то с другим. Отхожу вперёд, пытаясь снять термик у подножия. Там мне удаётся выиграть пару-тройку десятков метров и я лихо перепрыгиваю ЛЭП на малой высоте, устремляюсь на следующую низкую горку, которая стоит совсем близко от большой и желанной наветренной горы с западной экспозицией. Пролетаю мини долинку с виноградниками и замечаю посадочную площадку прямо у дороги подбора. Но выбираюсь снова!Я выигрываю ещё немного высоты и бросаюсь на подножие спасительной горы под кодовым названием кочка номер 3. Название присвоено во время полётов со старта Коломби, до которого остаётся совсем ничего. Склоны работают просто замечательно и я быстро выдуваюсь над вершиной. Вызываю ребят по радио, но слышно очень плохо. Они пока достаточно далеко от этого места. Кочку номер 2 я перепрыгиваю, не добирая высоты. Отправляюсь сразу к подножию Мон Коломби. Мне не раз приходилось вылезать с малых высот, но сейчас даже есть некоторый запас. Прекрасно! Я снова попадаю на наветренные склоны и снова довольно скоро оказываюсь над вершиной. Отсюда до дома, рукой подать! Погода у Ле Форта испортилась. Сплошная тень из распухших вширь, развалившихся кучевых облаков. Уже довольно поздно и я решаю перемахивать через озеро. Отправляюсь на долёт. Перелететь-бы дамбу Серпонсонской ГРЭС и не застрять-бы в ответственном месте. Откуда не возьмись находится термик, и мне удаётся добрать дополнительное количество высоты, что даёт мне реальный шанс на посадку в огород нашего Шале. Уверенно перелетаю озеро, но ограниченные мощности площадей суши, граничащей с водой не оставляют мне шанса дотянуть до родного поля. Ребята уже мчатся по дороге над которой я лечу. Они видят меня и я захожу на посадку, не долетев до дома пару-тройку километров. Уставший, но снова очень довольный. Я сделал ещё один стратегически важный, прекрасный маршрут, перелетев долину неподалёку от Гапа. 72 км. По истине прекрасное завершение выезда!

Теперь я готовлюсь к весенним подвигам и буду стараться соединить новые пройденные сегменты в одно целое. Мы возвращаемся домой. Финальный ужин, сборы, сон. Ранним утром едем встречать рассвет по пути в аэропорт. Снова на перевале Де Бонетт! До весны!


АЛЕПОВ АНДРЕЙ.

bottom of page