top of page

Логика работы формулы подсчета очков на парапланерных соревнованиях

Статья Сергея Донцова о подсчете очков на соревнованиях по формуле GAP2014 с учетом параметра FTV

Очень часто у пилотов-парапланеристов возникают вопросы, касающиеся алгоритма расчета количества очков на соревнованиях. Например, почему иногда лидер по дню получает ровно 1000 очков, а иногда меньше? Почему некоторым пилотам, долетевшим до финиша, не начисляются очки за время? Наконец, что такое FTV и как подсчитывается суммарное количество очков за все дни соревнований с учетом этого параметра?

Чтобы ответить хотя бы на часть из этих вопросов, я решил сам разобраться в логике подсчета очков по формуле GAP2014 и поделиться своими знаниями и размышлениями с вами.

Основным источником информации для написания данной статьи является официальное описание формулы на английском языке, которое можно найти по ссылке: http://www.fai.org/downloads/civl/SC7_GAP

Также в своем исследовании я обратился к работе Петра Позднякова под названием «Русский GAP», которая оказалась у меня в руках шесть лет назад в виде html-файла. И хотя в ней автор довольно кратко описал основы подсчета очков, для ускоренного изучения материала она вполне подходит.

И, наконец, третьим источником информации стали форумы как на официальном сайте http://fs.fai.org/forum/ , так и на paraglidingforum.com.


1. За какие заслуги пилот на соревнованиях получает очки?

По завершении летного дня результаты сводятся в турнирную таблицу, пример которой вы можете видеть ниже (часть таблицы первого дня ЧР2016).

В последних четырех столбцах таблицы 1 -  Dist.Points, Lead.Points, TimePoints и Total указаны очки  за пройденную дистанцию, очки за время, очки за лидерство по маршруту и их итоговая сумма соответственно. Кроме того, дополнительно очки могут начисляться программой за ранний старт и/или за ранний финиш, для чего в меню «расширенные настройки» формулы  (рис.1) эти параметры помечаются как активные перед началом соревнований. Однако по умолчанию начисление очков за ранний старт и ранний финиш на парапланерных соревнованиях не используются, поэтому опустим их рассмотрение.

Возникает вопрос: какова причина начисления пилоту Алексею Коробкову (таблица 1) за пройденную дистанцию именно 422.4 очка, за время преодоления дистанции - 476.5 очков, а за лидерство по маршруту - 101.1очков?

Перед распределением очков программа FsComp проводит довольно большую подготовительную работу, детальное описание которой представлено ниже.


2 Определение TaskValidity


Схематично последовательность действий представлена на рисунке 2. В настоящей статье будут рассматриваться только те пункты, которые обведены в красный прямоугольник, подразумевая тем самым, что читатель знаком с такими понятиями, как номинальная дистанция, номинальное время и другие параметры, задаваемые перед началом соревнований.



Предварительно определяется параметр TaskValidity, напрямую влияющий на максимальное количество очков, которое можно получить за летный день. TaskValidity  изменяется в пределах от 0 до 1.  Максимально возможное суммарное количество очков за день будет равно:

Max_Очков = TaskValidity  × 1000         (1)

Параметр TaskValidity определяется как произведение:

TaskValidity = LaunchValidity × TimeValidity × DistanceValidity (2)

Каждый множитель формулы (2) определяется математически следующим образом:

LaunchValidity – это валидность старта, значение которого зависит от количества стартовавших пилотов, по отношению к общему количеству присутствующих участников на старте.

Если стартуют практически все пилоты, то валидность будет равна 1. Опасные метеоусловия могут повлиять на решение ряда парапланеристов, например, половины от присутствующих на старте, не  лететь – в таком случае валидность старта будет иметь значение равное 0,5 и, в конечном итоге, очков взлетевшим пилотам будет начислено меньше, чем при благоприятных метеоусловиях со стопроцентным стартом всех присутствующих пилотов на старте.

Математически это выглядит  так:

КСП - количество стартовавших пилотов;
КУС – количество участников на старте;
NL- NominalLaunch – номинальное количество стартовавших пилотов, параметр, который задается в настройках формулы. По умолчанию, NominalLaunch равен 96%.

Далее параметр LVR приводится к  виду кубической гиперболы через формулу


LaunchValidity = 0,027×LVR + 2,917×LVR 2 - 1,944×LVR3 (4)


На графике 1 изображена кривая значений LaunchValidity для случая, когда NominalLaunch=96%.

Из сказанного выше можно сделать следующие выводы:

Во-первых, от числа стартовавших пилотов напрямую зависит количество очков, которые получат взлетевшие пилоты. Например, если NominalLaunch=96%, а по причине плохой погоды стартует только половина пилотов, то лидер в самом лучшем случае получит около 530 очков, потому что LaunchValidity будет равен 0,53.

Во-вторых, если  Главный судья  решит принять значение параметра NominalLaunchравное 50%, и при этом в один из дней взлетит только около половины пилотов, то самый быстрый из этой смелой части парапланеристов (в данном случае – «безумной»)  может получить 1000 очков за летный день. Но этот факт может провоцировать менее опытных пилотов лететь в опасных для них метеоусловиях, подогреваемых желанием  получить большее количество очков.

И, в-третьих, необходимо внимательно следить за параметром «количество участников на старте». В случае физического недомогания не стартовавшему  пилоту  необходимо присвоить статус ABS! Такой парапланерист не будет включен в число «количество участников на старте» в данный день, что не повлияет на значение валидности старта, и не снизит результаты здоровых пилотов. Статус DNF  присваивается только тем парапланеристам, которые не полетели по причине опасных метеоусловий или иных причин, связанных со спортивной частью соревнований.

TimeValidity - валидность времени прохождения таска.

Числовое значение TimeValidity определяется достаточно просто. Сравнивается отношение значения лучшего время прохождения дистанции  к ранее установленному значению номинального времени с единицей (в случае отсутствия долетевших пилотов до конца скоростного участка сравнивается отношение значения лучшей дистанции по летному дню к значению номинальной дистанции с единицей).